«Всякая благородная личность глубоко
осознает свое кровное родство,
свои кровные связи с Отечеством».
В.Г. Белинский
Россия… Родина… Отечество…- эти слова мы впервые слышим в детстве, и на протяжении всей нашей жизни они наполняются особым, трепетным смыслом. Родина – это и великая страна с великой историей, это и место на земле, где человек родился.
Медленно история листается,
Летописный тяжелеет слог.
Все стареет.
Родина не старится,
Не пускает старость на порог.
Мы прошли столетия с Россиею
От сохи до звездного крыла.
А взгляни – все то - же небо синее,
И над волгой та же тень орла.
И еще немало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути.
Но светлей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести.
С этим чувством человек рождается,
С ним живет и умирает с ним.
Все пройдет,
А Родина останется,
Если мы то чувство сохраним.
В нашем современном обществе проблема патриотизма стоит очень остро. Заставить любить невозможно, в том числе и любить Родину. Полюбить можно только добровольно. Но нельзя любить Родину с закрытыми глазами… Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения. Всё это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.
Особое значение в патриотическом воспитании имеет изучение подростками отечественной истории, в ходе которого происходит осмысление ими исторического опыта народа, формируется ценностное отношение к отечественной культуре, обусловливающее их гражданскую позицию, выбор направлений и способов самореализации в социальной практике.
Воспитание патриотизма - достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированные педагогические кадры. Школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности. В формировании патриотического мировоззрения в школе необходимо учитывать возрастные особенности школьника и характер изучаемого материала. В настоящее время школа ориентируется не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.
Патриотизм – это преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу, вера в духовные возможности, готовность служить интересам своей Родины, защищать ее. Подлинный патриотизм включает в себя общечеловеческие и национальные компоненты и исторически сложившиеся элементы: привязанность к родной земле, к языку своего народа, к его традициям, культуре, истории.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность всех органов управления и самоуправления в школе по формированию у молодого поколения высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Рост национального самосознания россиян, стремление к возрождению культурно-исторических традиций народа заставляют педагогическую общественность пересматривать и переосмысливать подходы к решению проблем воспитания и развития детей и подростков. Медленно, преодолевая многие трудности, развивается процесс гуманизации воспитания, при котором ребенок рассматривается как основная ценность, цель и результат воспитания, как субъект развития и саморазвития.
Неисчерпаемые возможности для отбора содержания воспитания в концепции гуманизма заключены в культурно-историческом наследии россиян, особую нишу в котором занимает казачество.
Возрождение культуры и быта казачества актуализируется принятыми за последние годы законодательными и нормативными актами, признающими казачество как особую культурно-этническую общность населения россиян. Многовековая история казачества сложила народную педагогическую традицию, которая сохранилась до сегодняшнего дня и является основой для возрождения казачества и его культуры.
В нашей школе сложилась комплексная система патриотического воспитания детей, которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма. Используются такие формы работы, как выставки, конкурсы, беседы, встречи с ветеранами войны и труда, походы. Первые уроки в День знаний посвящены Родине, героическим страницам её истории, культуре. Главной целью этих уроков является раскрытие учащимся смысла понятия «Любовь к Родине», воспитание у юных граждан чувств уважения и любви к Отечеству.
Понимание сущности и значения государственных символов страны, уважительное отношение к ним формируется у воспитанников на уроках истории, ОБЖ, основ государства и права, в процессе внеклассной работы, во время проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами Отечества.
Неотъемлемый элемент патриотического воспитания – подготовка учащейся молодёжи к службе в армии. В Конституции записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» обязывает школу осуществлять подготовку обучающихся до призыва на военную службу. Военная служба для большинства юношей является экстремальной ситуацией в жизни. Основное воспитательное значение здесь имеют изучение основ военной службы в школьном курсе ОБЖ и практическая учёба на ежегодных полевых сборах и экскурсиях в воинскую часть, проведение соревнований по военно-прикладным видам спорта.
Наряду с досуговыми мероприятиями ведётся работа по оказанию помощи и поддержки одиноким пожилым людям, детям - сиротам и инвалидам.