Причины правонарушений, совершаемых несовершеннолетними –
это неблагополучие в семье, отсутствие должного контроля со стороны родителей,
неправильные жизненные ориентиры у подростков. Равнодушие и халатность взрослых
– самые благоприятные условия для вовлечения детей в мир криминала. Детская
беспризорность остаётся актуальной проблемой современного общества.
Человек культурный – это личность не только образованная, но
и достойная уважения со стороны окружающих и самоуважения. Поэтому осознание
подрастающим человеком своей связи с другими людьми, умение строить
взаимоотношения и взаимодействия с миром, людьми и самим собой – важнейшие
задачи профилактической работы. Можно предотвратить многие конфликты, если без
амбиций, внимательно со стороны взглянуть на ту или иную ситуацию, критически
отнестись к собственным поступкам и решениям в соответствии с ситуациями.
В ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав
ребенка в РФ» говорится:
«Государство признает детство важным этапом
жизни человека и исходит из принципов
приоритетной подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них
общественно- значимой и творческой активности, воспитания у них высоких нравственных качеств: патриотизма и
гражданственности….»
Социальные и экономические проблемы в
российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт
семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является
рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде
наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя. И, как следствие,
увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних. Кроме того, имеются проблемы, решение которых
назрело давно. Среди них - насилие в семье, продолжается рост числа социальных
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей… Анализ причин роста
безнадзорности среди детей и подростков свидетельствует о том, что ее истоки
лежат, прежде всего, в семье: пьянство,
ссоры, драки, длительное невнимание родителей к интересам и проблемам своего
взрослеющего ребенка. Приобщение подростка родителями к употреблению спиртных
напитков, наркотиков и др., а также в плохой организации совместной
профилактической деятельности всех служб по месту жительства и социальных
учреждений.
Профилактика
безнадзорности, беспризорности и правонарушений рассматривается сегодня
как система социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и
устранение причин и условий распространения преступности среди
несовершеннолетних . Все настойчивее звучит мысль о необходимости оформления
целостной социальной политики в отношении несовершеннолетних и их семей,
находящихся в социально опасном положении.
Практика показала, что
ведомственная разобщенность играет крайне негативную роль, так как
профилактические меры, осуществляемые ведомствами, могут быть эффективны и
результативны только в случае
согласования позиций и организации взаимодействия всех специалистов, занимающихся
социальным воспитанием детей и подростков, а также профилактикой правонарушений
среди несовершеннолетних. Это аксиома социального взаимодействия.
Важнейшие профилактические
задачи, стоящие перед каждым педагогическим коллективом образовательных
учреждений:
- содействие ребенку в реализации и защите его
прав и законных интересов, контроль за соблюдением законодательства РФ и
субъектов РФ в области образования несовершеннолетних;
- формирование законопослушного поведения детей
и подростков;
- оказание социально-психологической и
педагогической помощи детям и семьям,
нуждающимся в ней;
- выявление детей и семей, находящихся в
социально- опасном положении;
- профилактика раннего семейного неблагополучия.
Перечень документов по вопросам профилактики правонарушений и
безнадзорности несовершеннолетних:
1.Социальный паспорт
школы.
2.Комплексная программа
по профилактике правонарушений.
3.План работы по профилактике правонарушений
обучающихся школы как приложение к плану воспитательной работы:
- педсоветы, совещания, семинары по вопросам
профилактики;
- рейды;
- совместная работа с органами системы
профилактики;
- планы проведения Недель профилактики и др.;
- план проведения родительского всеобуча.
Документация, регламентирующая деятельность Совета по профилактике:
- приказ о составе Совета;
- план работы Совета по
профилактике;
- протоколы заседаний.
4.План работы и протоколы
заседаний МО классных руководителей.
Нормативно-правовая база по профилактике правонарушений среди
несовершеннолетних:
- Кодекс Российской
Федерации об административно-правовых нарушениях (с изменениями на 1 декабря 2007 года)
(извлечение со ст.ст.5.35.; 6.1.; 6.8.;
6.9.; 6.10.; 6.11.; 6.12.; 6.13.; 7.27.; 19.13.; 20.1.; 20.20.; 20.21.;
20.22.);
- Федеральный закон от
24.06.1999 г №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 13.01.2001 г.,07.07.2003
г., 29.06. 22.08., 1,29.12.2004 г.) (извлечение ст. с 1 по 8.1.; с
9 по 31.; 31.1; 31.2.; 31.3.; включительно; 32);
- Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
- Конституция РФ;
- Гражданский кодекс РФ№51-ФЗ (ч.1);№14-ФЗ
(ч.2);
- Семейный кодекс РФ № 223-ФЗ от 29.15.1995 г.;
- Основы законодательства РФ об охране здоровья
№55487-1 от 22.07.1993 г.;
- Федеральный закон РФ «Об образовании» №3266-1
от 10.01.2003 г. (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный закон РФ «Об утверждении
федеральной программы развития
образования»№51-03 от 15.03.2000 г;
- Федеральный закон РФ «О
дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей»№159-ФЗ от 21.12.1996 г.;
- Федеральный закон РФ « О
государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» №
98-ФЗ от 26.05.1995 г.;
- Указ Президента РФ «Об
утверждении основных направлений
государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до
2000 года (национального плана действий в интересах детей)» № 942 от 14.09.1995 г.;
- Указ Правительства РФ «О
дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности
несовершеннолетних на 2002 г. » № 154 от 13.03.2002 г.;
- Письмо Министерства
образования РФ «О мерах по выявлению и учету детей в возрасте 6-15 лет, не
обучающихся в ОУ» №419/ 25-8 от 21.03.2002 г.;
Письмо Министерства образования РФ «Минимальный социальный стандарт РФ.
Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в ОУ общего образования» №
30-51-914/ 16 от 15.12.2002 г.;
- Международный документ
«Декларация прав ребенка»;
- Международный документ
«Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты интересов ребенка » от
30.09.1990 г.;
- Международный документ
«Конвенция о правах ребенка» от 26.01.1990 г.
Локальные
акты ОУ, регламентирующие профилактическую работу:
- положение о Совете профилактики;
- положение о постановке учащихся на внутришкольный учёт;
- положение о социально-психологической службе;
- положение о посещении занятий учениками и
педагогами школы;
- положение о медико - психолого-педагогическом
консилиуме;
- положение о получении образования в семье;
- положение о дополнительном образовании в
воспитательной системе школы;
- положение
об организации спортивных соревнований, смотров, конкурсов, проводимых в
школе и др.;
- правила поведения в школе;
- Устав
школы;
- правила внутреннего трудового распорядка и др.
- положение о посещении занятий учениками и
педагогами школы;
- положение об организации дежурства в школе;
Документация классного руководителя по вопросам
профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних:
- социальный паспорт
класса.
План
воспитательной работы на учебный год (включает):
- организацию профилактической работы с
обучающимися;
- индивидуальную работу с обучающимися вшу;
- работу классного родительского комитета;
- тематику родительских собраний;
- ознакомительные, профилактические и
инструктирующие рейды в неблагополучные семьи и др.;
- список органов самоуправления класса и
поручений обучающихся;
- карты индивидуальной работы с обучающимися и
неблагополучными семьями, состоящими на учете.
Рекомендации, анкеты,
памятки в помощь классному руководителю по профилактике правонарушений в работе с неблагополучными семьями.
В социальном паспорте школы кроме общих разделов: общие сведения о школе, размещаются все необходимые списки и сведения об учащихся по данному направлению:
- список многодетных семей;
- список малообеспеченных
семей;
- список детей, находящихся
на опеке;
- список неполных семей;
- список неблагополучных
семей;
- список обучающихся,
состоящих на учете в ОПДН;
- список обучающихся,
состоящих на внутришкольном учете;
- список детей-инвалидов.
Направления работы состоят из разделов:
- Профилактическая работа;
- Организация досуговой деятельности;
- Работа с родителями;
- Правовой всеобуч;
- Социально-психологическая служба;
- Работа с педагогическими кадрами;
- Административный контроль.
Все мероприятия
планируются подробно ежемесячно на учебный год,
используя все разделы направлений.
В нашей
школе действует социально -психолого-педагогическая служба,
обеспечивающая психолого-педагогическое и социальное сопровождение ребенка на протяжении всего
периода обучения, а родители всегда могут получить полезные советы или
индивидуальные консультации по проблемам воспитания и обучения у
педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, педагогов, хорошо
знающих проблемы семейного воспитания и особенности развития ребенка.
Педагогический коллектив и администрация
школы стремятся работать по данному
направлению в тесной взаимосвязи не только друг с другом, но и с другими
структурами района.
Мы используем различные формы и методы
сотрудничества с родителями, вовлекая их в совместную с детьми творческую,
социально значимую деятельность, направленную на социально-психологическую
адаптацию проблемных ребят, повышение родительского авторитета.
Терпение, уважение и доверие - на этих
качествах строятся отношения педагогов и родителей в нашем коллективе.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ
ИНДИВИДУАЛЬНО -ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГАМИ В ШКОЛЕ
:
- Осуществление контроля за получением образования (контроль за пропусками,
выявление детей, не посещающих школу, определение и назначение уровня программы
обучения, в зависимости от физического и психологического здоровья ребенка);
- Посещение семей (с целью обследования материально-бытовых условий проживания ребенка; выявления
условий, необходимых для обучения; контроля за его свободным
времяпровождением);
- Лекции ,беседы, тренинги
для родителей;
- Проведение тренингов
для несовершеннолетних;
- Вовлечение
детей в кружковую работу;
- Дополнительные занятия с ребенком по
ликвидации пробелов в знаниях;
- Перевод
ребенка в другой класс (согласно уровню усвоения программы);
- Привлечение
ближайших родственников к помощи
в воспитании проблемного ребенка
в неблагополучной семье;
- Направление нуждающихся родителей в органы
социальной защиты за социальной и материальной помощью;
- Содействие
в трудоустройстве учащихся;
- Помощь
в восстановлении доверительных отношений (проблемного подростка с родителями,
педагогами и др.);
- Информационная
поддержка родителей и детей;
- Диагностика : беседа, наблюдение,
анкетирование, изучение результатов учебной деятельности (просмотр
дневников, тетрадей, контрольных
работ ит.д.); психолого-педагогические
тесты (уровень знаний, воспитанности); комплексный анализ, социометрия (метод
выявления социальных предпочтений в классе);
- Содействие в
обеспечении обучающихся горячим
питанием, бесплатными учебниками;
- Осуществление направлений (к наркологу,
психиатру, невропатологу и др.
необходимым специалистам); рекомендации, необходимые родителям, ребенку
и др.
Всеволод Петрович Кащенко, известный
отечественный ученый, педагог, общественный деятель в книге: «Педагогическая коррекция…» писал: « В основе воспитания, как
самое первое и главное условие успеха,
должен лежать сердечный, любовный подход
к ребенку. Чем ближе подошел педагог к ребенку, чем искреннее их взаимные
отношения, тем надежнее фундамент воспитания»…